Велошеринг: Velobike (Москва) vs Lucky Bike (Нижний Новгород)
Еще несколько лет назад
я заметила, что по Москве достаточно
много людей перемещается на одинаковых
велосипедах с логотипом «Сбербанк».
Оказалось, что это такой вид велопроката
— велошеринг, когда можно взять велосипед
на одной велостанции, потом прокатиться по
нужному тебе маршруту и оставить
велосипед уже на другом пункте. Обычно
велошеринг используется для коротких
поездок и комбинируется с другими видами
транспорта.
История велошеринга
Впервые попытка
«совместного использования велосипедов»
была предпринята в 1965 году в Амстердаме.
Люд Шиммельпеннинк из контркультурного
движения Provo разработал план «белых
велосипедов». Это было акцией против
растущего числа машин и загрязнения
воздуха в Амстердаме. А вдохновился Люд
Шиммельпеннинк историей из далекого 17 века. В то
время в Амстердаме, из-за большого
количества людей и карет, стали возникать
пробки из карет (все так знакомо!). Поэтому
городские власти создали на окраине
города специальные площадки, на которых
можно было оставить карету и продолжить
путь пешком. И вот в 1965 году активисты
Provo покрасили 50 велосипедов в белый цвет
(который символизировал чистоту и
простоту в отличие от неэкологичных и
грязных автомобилей) и расставили их в
разных местах города. Велосипедами
можно было пользоваться бесплатно. Эта
акция оказалась недолгой — большинство
белых велосипедов были изъяты полицией,
какие-то украдены. Но эра велошеринга
уже началась, и сейчас такая система
проката велосипедов распространена во
всем мире.
Мой опыт. Велобайк.
В последнее время логотип на прокатных
велосипедах в Москве сменился на ВТБ,
а велосипедистов стало намного больше. Мне очень хотелось тоже так покататься, да все не получалось. Особенно привлекательным для меня
казалось прокатиться на велосипеде по
набережной вдоль Москва-реки — и спорт,
и удовольствие. И вот в июле этого года
я специально поехала в Парк Горького,
чтобы погулять в любимом месте и заодно
потестировать прокатные велосипеды и
сервис Велобайка.
Для того, чтобы
воспользоваться прокатом, нужно
зарегистрироваться в”Велобайке”
- это можно сделать на сайте, в терминале
станции проката или в мобильном
приложении. Для того, чтобы получить
доступ к сервису, нужно выбрать тариф
и оплатить картой. Тарифы на 2019 год были
на сутки, выходные, месяц (600р.),
сезон (1200руб.), на 30 минут и на 45 минут (тогда тариф выше).
Доступ «на сутки» дается на 24 часа, все
поездки до 30 минут бесплатны, затем
велосипед нужно обязательно поставить
на станцию (можно не ставить и продолжать
кататься, но придется оплатить лишнее
время). Между бесплатными поездками
должно пройти не менее 15минут. После
этого можно опять взять велосипед и
кататься 30 минут. И так все 24 часа. При
пользовании велопрокатом до 2часов
стоимость составляла 100рублей, до 3 часов
уже 450р. Если не вернуть велосипед через
2 дня, придется заплатить штраф 30 000
рублей. Сейчас на сайте велобайка тарифы
не опубликованы, так что, возможно, в
следующем сезоне они поменяются.
Как это получилось
у меня:
Я загрузила приложение,
зарегистрировалась, в смс прислали
логин и пин-код. Кстати, можно привязать
к сервису карту «Тройка», тогда не нужно
будет вводить логин, а вот оплатить
поездку с нее не получится. У меня
оставался только один день отпуска в
Москве, поэтому я выбрала тариф Мир.
Сутки за 120р (без карты Мир этот тариф
на 2019 год составлял 150р.).
Около входа в
Парк Горького находится довольно большая
стоянка велосипедов и так же много
желающих на них покататься:).
Велосипеды
зафиксированы в специальных
держателях-портах, на руле находится
достаточно большой экран с кнопками.
Для разблокировки велосипеда нужно
ввести логин и пин-код (на экране появится
надпись «Удачной поездки») и вытащить
велосипед из держателя.
Мне повезло,
несмотря на воскресный день и множество
людей, на стоянке оказался свободный
исправный велосипед (их нужно проверять
перед поездкой) и я радостно поехала
кататься по парку и набережной. Мечта
сбылась, ура! По парку на велосипеде
проехать не просто, в такой прекрасный
июльский день здесь было очень много людей,
а на набережной сделаны велодорожки в
обе стороны. Там, конечно, тоже не
пустынно, но вполне можно покататься с
удовольствием, особенно если отъехать
подальше от парка в сторону канатной
дороги и метромоста (повеяло знакомыми
картинками любимых нижегородских
набережных).
У велосипеда Велобайка
есть три скорости, могут пригодиться
на спусках и подъемах набережной. Но
лично для меня этот велосипед оказался
очень тяжелым и трудноуправляемым, это
запишу в минус. Если нужно ненадолго
остановиться и зайти, например, в магазин
за мороженым, велосипед можно пристегнуть
к какой-нибудь стойке с помощью троса,
находящегося в руле. Но время поездки
в этот момент продолжается. Плюс Велобайка
— на экране можно нажать кнопку ОК и
узнать, сколько времени длится поездка.
Да, я помню, что после
30 минут поездки нужно бы велосипед
поставить в держатель на станции и
подождать 15 минут, чтобы не платить. В
приложении можно увидеть карту станций
и узнать, есть ли там свободное «гнездо»,
чтобы закрепить велосипед. Если нет,
придется искать другую станцию, просто
так оставить велосипед незакрепленным
нельзя, штраф 30000р. Но с этим возникла
проблема — несмотря на то, что в Москве
находится огромное количество станций,
вблизи Парка Горького на набережной
станций НЕТ! Я не слишком переживала об
этом, моей целью было покататься, а не
экономить, но все-таки это странно.
Набережная длинная, за 30 минут от стоянки
у Парка Горького до другой стоянки не
доехать. Получается, изначально при
поездке здесь нужно рассчитывать
доплатить деньги.
Я подумала, что двух часов
катания мне будет достаточно и решила
вернуться к велостанции около парка, чтобы
поставить велосипед. Но здесь возникла
еще одна проблема. Время около 20 часов,
вечер и поэтому другие велосипедисты
тоже захотели вернуть свои велосипеды.
И что в результате получилось? Правильно-
не было свободных портов для фиксации
велосипеда! Я посмотрела в приложении
— у ближайшего метро мест тоже не было,
что неудивительно. Пока я размышляла,
где найти свободную станцию и как туда
доехать, к счастью, освободилось одно
место для фиксации. Для того, чтобы
вернуть велосипед, нужно задвинуть его
в порт, нажать дважды на экране кнопку
ОК, дождаться надписи «Возврат ОК», и
получить смс о завершении проката.
Поставила велосипед в порт, нажала ОК,
на экране быстро мелькнула и сразу
исчезла надпись «Возврат ОК», но смс на
телефон не пришла. Некоторое время я
еще ждала смс, но что-то стало тревожно.
Я читала раньше про Велобайк и разные
ситуации, связанные с невозвратом
велосипедов, поэтому сразу решила
позвонить в службу поддержки (телефон
записан на экране велосипеда). Мой звонок
приняли, записали проблему и номер
велосипеда. Через два часа мне пришло
сообщение, что поездка продолжается и
я должна сервису уже более 1000 р.!
Представьте мою бурную радость. К
счастью, через некоторое время пришло
другое сообщение, что поездка окончена.
Списали сумму только за фактическое
время — 450рублей за 2 часа 10 минут (10
минут я ждала свободный порт). Когда я
стала подробнее изучать отзывы о данном
сервисе, поняла, что мне еще очень
повезло, случались истории и похуже.
Конечно, у меня опыт только
однократного пользования Велобайком,
но были получены разнообразные сильные
эмоции.
Мой опыт. Lucky Bike
В конце лета 2019 года
велошеринг пришел и в Нижний Новгород.
Система проката здесь немного другая
— используются тоже
антивандальные велосипеды, но городские, с одной скоростью, без
специальных станций и портов для
фиксации, с блокиратором на колесе. Для
пользования сервисом нужно скачать
специальное приложение, зарегистрироваться
и внести депозит 100р. (его потом можно вернуть).
Тарифы предлагались на сутки — 150рублей, на месяц 600рублей, на три месяца 1200р. Условия, как и у Велобайка —
30 минут катаешься бесплатно, потом
остановка на 10 минут, потом опять можно
кататься 30 минут бесплатно. Однако здесь
есть существенное отличие сервиса
Lucky Bike от Велобайка- останавливаться
можно в любом месте, велосипед блокируется замком на колесе, а не в порте станции! Маршрут
поездки совершенно не зависит от наличия станции и фиксирующего порта, можно
поставить велосипед куда угодно,
отдохнуть 10 минут и ехать дальше.
Единственное условие — ставить велосипед
на постоянную стоянку необходимо на
определенных местах, указанных в
приложении, иначе можно получить штраф.
Это сделано для того, чтобы велосипед
можно было легко найти и его не украли-
в местах стоянок есть видеокамеры. Но
все велосипеды отслеживаются, так что
уносить их домой крайне не рекомендуется.
Как получилось у меня:
Велошерингом Lucky Bike я
воспользовалась 2 раза — 3 сентября и
13 сентября. Первый маршрут был от стоянки
на Нижневолжской набережной, по набережной
вдоль Гребного канала и обратно. Второй
маршрут от стоянки в начале Верхневолжскойнабережной (где памятник Чкалову), по
Большой Печерской улице, по Печерскому
съезду мимо Печерского монастыря, дальше
по набережной вдоль Гребного канала до
Нижневолжской набережной. Я давно хотела здесь покататься, но на своем велосипеде не доезжала, далеко.
В первый раз
у меня все прекрасно получилось: после
регистрации через приложение отсканировала
QR-code на велосипеде, рычажок на блокираторе
колеса поднялся, и можно кататься. По
мобильному телефону я отслеживала
время, примерно через 25 минут опускала
рычажок, велосипед блокировался, время
поездки останавливалось. Отдыхала 10
минут, любуясь природой и делая фотографии,
потом опять через приложение разблокировала
тот же велосипед и ехала дальше.
Замок-блокиратор на колесе |
Во
второй раз я немного не рассчитала
время, когда парковалась около монастыря.
Получилась 31 минута поездки, и сервис
списал с меня дополнительные 30 рублей.
После этого у меня возникла гениальная
идея (ироничный смайлик): ставить будильник
на 25 минут на смартфоне, чтобы вовремя
фиксировать велосипед. Специальной
кнопки, чтобы узнать время и маршрут,
как на экранах Велобайка, на велосипедах
Lucky Bike нет, поэтому приходится изобретать
лайфхаки.
Конечно, опыт моего
тестирования велошеринга в Москве и
Нижнем Новгороде небольшой, но некоторые
итоги подвести можно.
Плюсы: само наличие сервиса Велобайка и Lucky Bike. Я очень люблю кататься
на велосипеде, но в Москву свой велосипед
не повезешь, в Нижнем Новгороде тоже
не везде и не всегда поедешь на личном
велосипеде. А покататься по набережным,
да и по городу очень приятно. Хорошо,
когда велосипеды доступны.
Станций Велобайка в
Москве много и с каждым годом становится
все больше. Lucky Bike в Нижнем Новгороде
появился только в августе, стоянки, в основном, в центре, но, надеюсь, сервис будет
здесь дальше развиваться.
Для меня минусом
велосипеда Велобайка стал его большой
вес и трудность в управлении, городские велосипеды Lucky Bike мне показались легче. Для кого-то
плюсом велосипеда Велобайка будет
наличие у него трех скоростей (у Lucky Bike
одна скорость), для меня это не существенно.
Еще плюс Велобайка — возможность узнать
время и километраж на экране велосипеда,
не залезая в смартфон. У велосипедов
Lucky Bike такого экрана нет.
Минус Велобайка —
велосипед нужно обязательно зафиксировать
на станции, оставить его где-нибудь в
другом месте нельзя, будет огромный
штраф. Станции могут быть далеко или
заняты, тогда возникнут проблемы. Сервис
предназначен для коротких поездок от
метро к метро или до работы, тогда будет
потеряно время. Еще большой минус- не
всегда получается зафиксировать
велосипед даже при свободной стоянке.
От таких ситуаций не застрахован никто.
Лично я не хочу переживать о том,
получится или нет вернуть велосипед и
не спишут ли с меня лишние деньги. При
использовании велошеринга Lucky Bike
огромный плюс ( по моему скромному
мнению) — это возможность заблокировать
велосипед без порта в любом месте. На
постоянную стоянку велосипед нужно
ставить в определенных местах, но при
сильной необходимости можно сообщить
в службу поддержки, где оставлен
велосипед, чтобы не было штрафа. Безусловно, фиксация на станции предполагает лучшую сохранность велосипеда в плане краж, но я, как честный пользователь, чувствую себя намного свободнее и спокойнее с возможностью блокировки замком на колесе, чем
при обязательном условии заблокировать велосипед в порту станции.
Резюмируя все плюсы и
минусы: лично для меня
велошеринг Lucky Bike стал лучшим! Симпатичные
городские велосипеды жизнерадостного оранжевого цвета, не очень тяжелые,
с корзинкой для сумки, с возможностью
фиксации без станции. С нетерпением жду
нового сезона, чтобы покататься на них
по Нижнему Новгороду. Очень надеюсь,
что велосипеды Lucky Bike будут находиться во всех районах
города, и очень хотелось бы поездить
на них на какой-нибудь экскурсии.
Ребята-организаторы сервиса молодцы,
спасибо огромное!
Комментарии
Отправить комментарий