Велошеринг: Velobike (Москва) vs Lucky Bike (Нижний Новгород)


Еще несколько лет назад я заметила, что по Москве достаточно много людей перемещается на одинаковых велосипедах с логотипом «Сбербанк». Оказалось, что это такой вид велопроката — велошеринг, когда можно взять велосипед на одной велостанции, потом прокатиться по нужному тебе маршруту и оставить велосипед уже на другом пункте. Обычно велошеринг используется для коротких поездок и комбинируется с другими видами транспорта.



История велошеринга

Впервые попытка «совместного использования велосипедов» была предпринята в 1965 году в Амстердаме. Люд Шиммельпеннинк из контркультурного движения Provo разработал план «белых велосипедов». Это было акцией против растущего числа машин и загрязнения воздуха в Амстердаме. А вдохновился Люд Шиммельпеннинк историей из далекого 17 века. В то время в Амстердаме, из-за большого количества людей и карет, стали возникать пробки из карет (все так знакомо!). Поэтому городские власти создали на окраине города специальные площадки, на которых можно было оставить карету и продолжить путь пешком. И вот в 1965 году активисты Provo покрасили 50 велосипедов в белый цвет (который символизировал чистоту и простоту в отличие от неэкологичных и грязных автомобилей) и расставили их в разных местах города. Велосипедами можно было пользоваться бесплатно. Эта акция оказалась недолгой — большинство белых велосипедов были изъяты полицией, какие-то украдены. Но эра велошеринга уже началась, и сейчас такая система проката велосипедов распространена во всем мире.

Мой опыт. Велобайк.

В последнее время логотип на прокатных велосипедах в Москве сменился на ВТБ, а велосипедистов стало намного больше. Мне очень хотелось тоже так покататься, да все не получалось. Особенно привлекательным для меня казалось прокатиться на велосипеде по набережной вдоль Москва-реки — и спорт, и удовольствие. И вот в июле этого года я специально поехала в Парк Горького, чтобы погулять в любимом месте и заодно потестировать прокатные велосипеды и сервис Велобайка.

Для того, чтобы воспользоваться прокатом, нужно зарегистрироваться в”Велобайке” - это можно сделать на сайте, в терминале станции проката или в мобильном приложении. Для того, чтобы получить доступ к сервису, нужно выбрать тариф и оплатить картой. Тарифы на 2019 год были на сутки, выходные, месяц (600р.), сезон (1200руб.), на 30 минут и на 45 минут (тогда тариф выше). Доступ «на сутки» дается на 24 часа, все поездки до 30 минут бесплатны, затем велосипед нужно обязательно поставить на станцию (можно не ставить и продолжать кататься, но придется оплатить лишнее время). Между бесплатными поездками должно пройти не менее 15минут. После этого можно опять взять велосипед и кататься 30 минут. И так все 24 часа. При пользовании велопрокатом до 2часов стоимость составляла 100рублей, до 3 часов уже 450р. Если не вернуть велосипед через 2 дня, придется заплатить штраф 30 000 рублей. Сейчас на сайте велобайка тарифы не опубликованы, так что, возможно, в следующем сезоне они поменяются.

Как это получилось у меня:

Я загрузила приложение, зарегистрировалась, в смс прислали логин и пин-код. Кстати, можно привязать к сервису карту «Тройка», тогда не нужно будет вводить логин, а вот оплатить поездку с нее не получится. У меня оставался только один день отпуска в Москве, поэтому я выбрала тариф Мир. Сутки за 120р (без карты Мир этот тариф на 2019 год составлял 150р.).
 Около входа в Парк Горького находится довольно большая стоянка велосипедов и так же много желающих на них покататься:). 



Велосипеды зафиксированы в специальных держателях-портах, на руле находится достаточно большой экран с кнопками. Для разблокировки велосипеда нужно ввести логин и пин-код (на экране появится надпись «Удачной поездки») и вытащить велосипед из держателя. 




Мне повезло, несмотря на воскресный день и множество людей, на стоянке оказался свободный исправный велосипед (их нужно проверять перед поездкой) и я радостно поехала кататься по парку и набережной. Мечта сбылась, ура! По парку на велосипеде проехать не просто, в такой прекрасный июльский день здесь было очень много людей, а на набережной сделаны велодорожки в обе стороны. Там, конечно, тоже не пустынно, но вполне можно покататься с удовольствием, особенно если отъехать подальше от парка в сторону канатной дороги и метромоста (повеяло знакомыми картинками любимых нижегородских набережных). 





У велосипеда Велобайка есть три скорости, могут пригодиться на спусках и подъемах набережной. Но лично для меня этот велосипед оказался очень тяжелым и трудноуправляемым, это запишу в минус. Если нужно ненадолго остановиться и зайти, например, в магазин за мороженым, велосипед можно пристегнуть к какой-нибудь стойке с помощью троса, находящегося в руле. Но время поездки в этот момент продолжается. Плюс Велобайка — на экране можно нажать кнопку ОК и узнать, сколько времени длится поездка.
Да, я помню, что после 30 минут поездки нужно бы велосипед поставить в держатель на станции и подождать 15 минут, чтобы не платить. В приложении можно увидеть карту станций и узнать, есть ли там свободное «гнездо», чтобы закрепить велосипед. Если нет, придется искать другую станцию, просто так оставить велосипед незакрепленным нельзя, штраф 30000р. Но с этим возникла проблема — несмотря на то, что в Москве находится огромное количество станций, вблизи Парка Горького на набережной станций НЕТ! Я не слишком переживала об этом, моей целью было покататься, а не экономить, но все-таки это странно. Набережная длинная, за 30 минут от стоянки у Парка Горького до другой стоянки не доехать. Получается, изначально при поездке здесь нужно рассчитывать доплатить деньги.
Я подумала, что двух часов катания мне будет достаточно и решила вернуться к велостанции около парка, чтобы поставить велосипед. Но здесь возникла еще одна проблема. Время около 20 часов, вечер и поэтому другие велосипедисты тоже захотели вернуть свои велосипеды. И что в результате получилось? Правильно- не было свободных портов для фиксации велосипеда! Я посмотрела в приложении — у ближайшего метро мест тоже не было, что неудивительно. Пока я размышляла, где найти свободную станцию и как туда доехать, к счастью, освободилось одно место для фиксации. Для того, чтобы вернуть велосипед, нужно задвинуть его в порт, нажать дважды на экране кнопку ОК, дождаться надписи «Возврат ОК», и получить смс о завершении проката. Поставила велосипед в порт, нажала ОК, на экране быстро мелькнула и сразу исчезла надпись «Возврат ОК», но смс на телефон не пришла. Некоторое время я еще ждала смс, но что-то стало тревожно. Я читала раньше про Велобайк и разные ситуации, связанные с невозвратом велосипедов, поэтому сразу решила позвонить в службу поддержки (телефон записан на экране велосипеда). Мой звонок приняли, записали проблему и номер велосипеда. Через два часа мне пришло сообщение, что поездка продолжается и я должна сервису уже более 1000 р.! Представьте мою бурную радость. К счастью, через некоторое время пришло другое сообщение, что поездка окончена. Списали сумму только за фактическое время — 450рублей за 2 часа 10 минут (10 минут я ждала свободный порт). Когда я стала подробнее изучать отзывы о данном сервисе, поняла, что мне еще очень повезло, случались истории и похуже. Конечно, у меня опыт только однократного пользования Велобайком, но были получены разнообразные сильные эмоции.

Мой опыт. Lucky Bike

В конце лета 2019 года велошеринг пришел и в Нижний Новгород. Система проката здесь немного другая —  используются тоже антивандальные велосипеды, но городские, с одной скоростью, без специальных станций и портов для фиксации, с блокиратором на колесе. Для пользования сервисом нужно скачать специальное приложение, зарегистрироваться и внести депозит 100р. (его потом можно вернуть). Тарифы предлагались на сутки — 150рублей, на  месяц 600рублей, на три месяца 1200р. Условия, как и у Велобайка — 30 минут катаешься бесплатно, потом остановка на 10 минут, потом опять можно кататься 30 минут бесплатно. Однако здесь есть существенное отличие сервиса Lucky Bike от Велобайка- останавливаться можно в любом месте, велосипед блокируется замком на колесе, а не в порте станции! Маршрут поездки совершенно не зависит от наличия станции и фиксирующего порта, можно поставить велосипед куда угодно, отдохнуть 10 минут и ехать дальше. Единственное условие — ставить велосипед на постоянную стоянку необходимо на определенных местах, указанных в приложении, иначе можно получить штраф. Это сделано для того, чтобы велосипед можно было легко найти и его не украли- в местах стоянок есть видеокамеры. Но все велосипеды отслеживаются, так что уносить их домой крайне не рекомендуется.

Как получилось у меня:

Велошерингом Lucky Bike я воспользовалась 2 раза — 3 сентября и 13 сентября. Первый маршрут был от стоянки на Нижневолжской набережной, по набережной вдоль Гребного канала и обратно. Второй маршрут от стоянки в начале Верхневолжскойнабережной (где памятник Чкалову), по Большой Печерской улице, по Печерскому съезду мимо Печерского монастыря, дальше по набережной вдоль Гребного канала до Нижневолжской набережной. Я давно хотела здесь покататься, но на своем велосипеде не доезжала, далеко.
В первый раз у меня все прекрасно получилось: после регистрации через приложение отсканировала QR-code на велосипеде, рычажок на блокираторе колеса поднялся, и можно кататься. По мобильному телефону я отслеживала время, примерно через 25 минут опускала рычажок, велосипед блокировался, время поездки останавливалось. Отдыхала 10 минут, любуясь природой и делая фотографии, потом опять через приложение разблокировала тот же велосипед и ехала дальше. 





Замок-блокиратор на колесе







Во второй раз я немного не рассчитала время, когда парковалась около монастыря. Получилась 31 минута поездки, и сервис списал с меня дополнительные 30 рублей. После этого у меня возникла гениальная идея (ироничный смайлик): ставить будильник на 25 минут на смартфоне, чтобы вовремя фиксировать велосипед. Специальной кнопки, чтобы узнать время и маршрут, как на экранах Велобайка, на велосипедах Lucky Bike нет, поэтому приходится изобретать лайфхаки.










Конечно, опыт моего тестирования велошеринга в Москве и Нижнем Новгороде небольшой, но некоторые итоги подвести можно.
Плюсы: само наличие сервиса Велобайка и Lucky Bike. Я очень люблю кататься на велосипеде, но в Москву свой велосипед не повезешь, в Нижнем Новгороде тоже не везде и не всегда поедешь на личном велосипеде. А покататься по набережным, да и по городу очень приятно. Хорошо, когда велосипеды доступны.
Станций Велобайка в Москве много и с каждым годом становится все больше. Lucky Bike в Нижнем Новгороде появился только в августе,  стоянки, в основном,  в центре, но, надеюсь, сервис будет здесь дальше развиваться.
Для меня минусом велосипеда Велобайка стал его большой вес и трудность в управлении, городские велосипеды Lucky Bike мне показались легче. Для кого-то плюсом велосипеда Велобайка будет наличие у него трех скоростей (у Lucky Bike одна скорость), для меня это не существенно. Еще плюс Велобайка — возможность узнать время и километраж на экране велосипеда, не залезая в смартфон. У велосипедов Lucky Bike такого экрана нет.
Минус Велобайка — велосипед нужно обязательно зафиксировать на станции, оставить его где-нибудь в другом месте нельзя, будет огромный штраф. Станции могут быть далеко или заняты, тогда возникнут проблемы. Сервис предназначен для коротких поездок от метро к метро или до работы, тогда будет потеряно время. Еще большой минус- не всегда получается зафиксировать велосипед даже при свободной стоянке. От таких ситуаций не застрахован никто. Лично я не хочу переживать о том, получится или нет вернуть велосипед и не спишут ли с меня лишние деньги. При использовании велошеринга Lucky Bike огромный плюс ( по моему скромному мнению) — это возможность заблокировать велосипед без порта в любом месте. На постоянную стоянку велосипед нужно ставить в определенных местах, но при сильной необходимости можно сообщить в службу поддержки, где оставлен велосипед, чтобы не было штрафа. Безусловно, фиксация на станции предполагает лучшую сохранность велосипеда в плане краж, но я, как честный пользователь, чувствую себя намного свободнее и спокойнее с возможностью блокировки замком на колесе, чем при обязательном условии заблокировать велосипед в порту станции.
Резюмируя все плюсы и минусы: лично для меня велошеринг Lucky Bike стал лучшим! Симпатичные городские велосипеды жизнерадостного оранжевого цвета, не очень тяжелые, с корзинкой для сумки, с возможностью фиксации без станции. С нетерпением жду нового сезона, чтобы покататься на них по Нижнему Новгороду. Очень надеюсь, что велосипеды  Lucky Bike будут находиться во всех районах города, и очень хотелось бы поездить на них на какой-нибудь экскурсии. Ребята-организаторы сервиса молодцы, спасибо огромное!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Добро пожаловать на Хорошие Прогулки

Экскурсия в Малиновский скит и "Малиновую слободу"