Выставка Василия Маслова в НГХМ


В Нижегородском государственном художественном музее с 07 декабря по 10 февраля 2019 года представлен удивительный выставочный проект — реконструкция последней выставки талантливого художника Василия Николаевича Маслова, которая состоялась в Горьковском художественном музее в феврале-марте 1937-го года.




12 января 2019 года я отправилась на эту выставку в НГХМ и неожиданно для себя попала на экскурсию в музее, которую проводила искусствовед Екатерина Клюева. Екатерина очень интересно, увлеченно рассказывала о художнике Василии Маслове, о его таких разных и удивительных работах, графике и живописи, индустриальных и болшевских пейзажах; про Болшевскую коммуну и приезд художника в город Горький и про многое другое. С таким великолепным сопровождением экспозиция музея воспринимается намного ярче и «атмосфернее». Екатерина, браво!



Про художника Василия Маслова я узнала совсем недавно, когда искала информацию про архитектурный ансамбль Болшевскойтрудовой коммуны - первой коммуны по перевоспитанию малолетних правонарушителей имени Г.Г. Ягоды, организатором и начальником которой стал Матвей Самойлович Погребинский.
Василий Маслов родился 28 февраля 1905 года в Екатеринбургской губернии, был старшим из четверых детей. После смерти матери ушёл из дома и бродяжничал, зарабатывая себе на жизнь рисованием пейзажей и моментальных портретов, а также оформлением газет, созданием шрифтов. Он недолго учился в разных художественных учебных заведениях. В 1925 — 1926 годах на II курсе Высшей государственной художественной школы в Баку, в 1927 году оказался в Москве. Нарком просвещения А.В. Луначарский, возглавлявший Комиссию помощи молодым дарованиям, помог устроиться Маслову в общежитие, а затем командировать на рабфак искусств. Луначарский познакомил Маслова с А.М. Горьким , который посодействовал Василию Маслову попасть в Болшевскую трудовую коммуну. По направлению коммуны в 1929 году художника зачислили на рабфак Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИНа). Проучившись там недолго, он вернулся в коммуну и продолжил своё обучение в изостудии коммуны. По некоторым данным, В. Маслов учился также в нижегородском художественном техникуме, но это достоверно не подтвердилось.
В коммуне он знакомится с Музой Семеко, которая становится его женой. Он создаёт серию настенных росписей, устраивает несколько выставок. «Большой талант, настоящий самородок» - так оценил Н.И. Бухарин творчество коммунара-болшевца Василия Маслова после посещения его персональной художественной выставки в клубе НКВД в 1935 году. В январе 1937 года в Москве проходит персональная закрытая выставка В. Маслова, затем состоялась последняя выставка художника в Горьковском художественном музее. Музей закупил работы художника в полном объеме. Сейчас это собрание является главной частью наследия художника, включающей 47 картин, написанных маслом (преимущественно пейзажей, большинство которых изображает окрестности Болшева), и 74 графических листа– в основном портреты.
В июле 1937 года Василий Маслов был арестован и через полгода в 1938 году расстрелян по обвинению в контрреволюционной террористической деятельности.
Существует две музейных коллекции работ Василия Маслова. Одна в Нижегородском государственном музее, а вторая - в Королёвском историческом музее. Это собрание из 92 рисунков, полученных музеем в Королеве в дар от дочери художника Натальи Васильевны Масловой в 2010 году.
В 2013 году, после нескольких пожаров в доме Стройбюро Болшевской трудовой коммуны в городе Королеве, под слоем обоев и штукатурки на стенах были обнаружены уникальные настенные росписи.
Дом Стройбюро -первое капитальное строение болшевской коммуны, предназначенное для руководящего состава. Во времена Болшевской трудовой коммуны Василием Масловым были расписаны стены клуба в Доме Стройбюро - изначально первый этаж был центром культурной жизни коммуны. Потом население коммуны увеличилось, зал на первом этаже перегородили, и росписи попали в две разные комнаты, а позже были скрыты под обоями.


 фотография с сайта https://riamo.ru/article/20490/blagotvoritelnyj-fond-nameren-vosstanavlivat-dom-strojbyuro-v-koroleve.xl


Реставратор Константин Маслов (однофамилец художника), который принимал активное участие в спасении росписей, рассказывал:
- Бумажные обои отстали от стен, упали и обнажили живопись. Расписаны были по периметру четыре стены помещения. На западной стене сохранилась композиция «Электрификация», на восточной – «Индустриализация».
По проекту генерального плана развития Королева 2012 года почти весь комплекс Болшевской трудовой коммуны предполагался к сносу, а на его месте планировалось строительство многоэтажных домов. Первым сносу подлежал Дом Стройбюро. Градозащитники прилагали огромные усилия для его спасения, однако противозаконный снос начался в ноябре 2013 года (здание находилось в статусе объекта, обладающего признаками культурного наследия) и повторился в марте 2015 года (здание уже имело статус объекта культурного наследия регионального значения). А в ночь с 7 на 8 марта, во время длинных праздничных выходных, памятник архитектуры и истории незаконно разрушили экскаваторами. От редкого образца конструктивизма осталась лишь груда камней.
Одну роспись «Ленин. Электрификация» удалось спасти в 2014 году, выпилив со стены полуразрушенного дома; в настоящее время она находится в главной экспозиции Королёвского исторического музея. Реставрацией росписи занимались студенты и преподаватели МГХПА им. Строганова. Вторая роспись В.Н. Маслова «Рабочий класс. Индустриализация», по-видимому, была разрушена вместе со стенами дома Стройбюро. Январь 2019г.:



Сегодня, благодаря выставочному проекту в Нижегородском государственном художественном музее, можно словно бы вернуться на последнюю выставку Василия Масловав 1937 году. Кроме работ художника, на выставке находится множество архивных документов того времени — письма, фотографии, стихи художника, демонстрируются кадры кинохроники. А лично на меня особенно сильное впечатление произвели «Болшевские пейзажи» Василия Маслова.  Когда находишься рядом с ними, рассматриваешь дома, деревья, тропинки в Костино и Болшево, возникает особое чувство сопричастности, как будто что-то нас роднит и объединяет с художником.





















 Картина «два в одном»: на лицевой стороне — зимний пейзаж, на обороте — портрет Матвея Погребинского, начальника Горьковского НКВД, который был наставником и другом Василия Маслова:




Фотокопия росписи «Ленин. Электрификация»:

Фотокопия росписи «Рабочий класс. Индустриализация»:



Деревня Костино:


Болшево:

 Видимо, тоже болшевские пейзажи:











Источники:
https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/rospisi-bolshevskoy-kommuny-otkrytie-goda-ili-utrata-desyatiletiya/
http://theconstructivistproject.com/ru/object/1386/dom-strojbyuro-bolshevskaya-trudovaya-kommuna
https://www.mk.ru/mosobl/2014/12/17/v-razrushennom-zastroyshhikami-dome-stroybyuro-obnaruzhili-shedevry-schitavshiesya-utrachennymi.html


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Добро пожаловать на Хорошие Прогулки

Экскурсия в Малиновский скит и "Малиновую слободу"