Прогулка по Сормово с Димой Четыре 20.01.18г.

Прогулка началась на площади Славы около мемориального комплекса "Танки". День выдался настоящий зимний, с морозом и метелью. Пока группа собиралась, все успели замерзнуть, и поэтому  сначала получилась теоретическая часть прогулки в вестибюле торгового комплекса - Дима  рассказал нам историю возникновения села Сормово,  сормовского судостроительного завода, показывал старые фотографии.

"История Сормовского района берет свое начало с 40-х годов XVI века.
Первое летописное упоминание о Сормове содержится в грамоте царя Ивана Грозного 1542 года.
По документам известно, что владельцем Марьино (старое название Сормова) был бортник Терентий Шуменев по прозвищу Сорома.
По одной версии происхождение названия связывают с судебной тяжбой за починок (Починок, вновь возникшее сельское поселение), которую вел Терентий Шуменев с соседом Капасом Хабальщиковым.
По другой - оно происходит от слова «сорма» (от тюркск. корня «сор-/сер-» ), означающего «перекат», неглубокое место в реке, с ровным и твердым дном.
В этом географическом названии есть свой смысл. У Сормова Волга действительно образует перекат, существовавший с древности, удобный брод для переправы татарской конницы с правого на левый берег реки.
«Лесные пространства были заселены только по южным окраинам – по раменям - вдоль левого берега Волги да отчасти по берегам ее притоков… По этим рекам изредка стояли деревушки, верст на двадцать одна от другой. Тамошний люд жил как отрезанный от остального крещеного мира…» (П. И. Мельников-Печерский «В лесах»).
Починок Соромов рос и развивался, но медленно. По ревизии 1794 года население его составляло всего 686 человек.
Мощным толчком к развитию этого района послужило основание в 1849 году знаменитого Сормовского завода. Он стал одним из крупнейших в России производителем паровозов, ваго­нов, речных и морских судов.
По тому времени он был оснащен сравнительно передовой техникой. Предприятие, расположен­ное вблизи слияния двух великих рек, на перекрестке важнейших торговых путей, рядом с имеющей международное значение Ни­жегородской ярмаркой и городом, по праву называемым «кар­маном России», быстро росло и развивалось, постепенно пре­вращаясь в промышленный гигант.
До октября 1917 года Сормово входило в состав Козинской волости. После постановления уездной земской управы создает­ся Сормовская волость. Затем постановлением 1922 года созда­ется Сормовский уездный центр - село, а потом и город Сормово. В 1924 году  в связи с укрупнением создается Сормовский ра­бочий район, а в 1928 году постановлением президиума исполко­ма губернского Совета Сормово входит в состав Нижнего Нов­города.
В последующие сорок лет район претерпел еще несколько административно-территориальных изменений."

Мы гуляли по улице Свободы,  улице Баррикад, Коминтерна, рассматривали старинные здания, различные строения завода Красное Сормово,  церковь Александра Невского, школу Баррикад. Погода была достаточно экстремальная, метельная, поэтому не все дошли до конца маршрута. Но самые стойкие прогулялись по железнодорожным путям до бывшего паровозного депо (думаю, это вряд ли самое популярное место для экскурсий, а мы его увидели). Завершилась прогулка в центре Сормова, где расположены Спасо-Преображенский собор - один из красивейших в Нижнем Новгороде (он входит в  число крупных архитектурных сооружений, строительство которых осуществилось благодаря развитию Сормовского завода) и  комплекс зданий бывшего бенардаковского завода на улице Коминтерна, 166 - историко-архитектурный памятник регионального значения. Главным в этом комплексе является здание Второго общественного собрания, а попросту клуб инженеров и служащих Сормовского завода (сейчас там находится SPАR).









Улица Свободы





Здание заводоуправления


Музей истории завода Красное Сормово





Картина на территории завода


Улица Баррикад (бывшая ул. Александра Невского)



Церковь Александра Невского





Склад елок на территории церкви

 Часть завода


Школа баррикад


Дом для рабочих завода 1929г.


Старая решетка



Самая большая в России церковно-приходская школа для рабочих (через год этот дом стал центром вооруженного восстания сормовских рабочих, а здание так и стали называть — «Школа баррикад»








Кинотеатр "Буревестник"






Чей-то "Уютный дом"))

Бывшее паровозное депо


Спасо-Преображенский Собор. Собор был построен как дополнительный к уже построенной ранее церкви Александра Невского. Город Сормово разрастался благодаря Сормовскому заводу, на котором работало более 10 тыс. человек, а маленький храм не мог вместить всех желающих. В 1898 году строительство собора по проекту архитектора П. Малиновского было одобрено, а в 1905 году был освящен главный пристол.  



Клуб для рабочих сормовского завода




Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Добро пожаловать на Хорошие Прогулки

Экскурсия в Малиновский скит и "Малиновую слободу"